Законодательная инициатива - золотодобыча.

К вопросу рассмотрения нового законопроекта о старательской добыче

Сегодня в юридическом пространстве страны параллельно существуют три законопроекта о так называемом «вольном приносе. Один находится на рассмотрении в Госдуме и принят в первом чтении ещё 25.01.2011 г. — «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и другие законодательные акты Российской Федерации» (о добыче россыпного золота индивидуальными предпринимателями). За принятие законопроекта в первом чтении проголосовало 411 депутатов. Постановили: принять законопроект в первом чтении; представить поправки к законопроекту в тридцатидневный срок со дня принятия постановления… Но больше подвижек в этом вопросе не наблюдалось.

После поручения Президента Путина по итогам встречи с представителями общественности Дальнего Востока 25.10.2019 г. разработали сразу два законопроекта: один — Министерство природных ресурсов и экологии, второй — Минвостокразвития. Но чиновники решили усиленно продвигать именно последний закон, который напрочь отметает Закон «О недрах». Это, очевидно, объясняется спешкой. Президент дал поручение, а его уже два года не могут исполнить: Правительству надлежит представить предложения по законодательному урегулированию деятельности по добыче индивидуальными предпринимателями россыпного золота, в том числе условий осуществления такой деятельности и порядка сбыта добытого золота государству, а также об усилении ответственности за добычу россыпного золота без лицензии.

Отмечу, что законопроект подготовили специалисты, весьма отдалённые от проблем золотодобычи, хотя они добросовестно стремятся всеми силами выполнить данное им поручение. Но любую проблему можно решить, только понимая её суть. У разработчиков такого понимания нет.



Один из главных вопросов — кто и на каких условиях будет принимать добытое золото? Но эта важнейшая задача из закона опускается на уровень министерств. Для оценки условий скупки сначала надо тщательно проанализировать опыт прошлых лет, когда приёмные пункты действовали на территории нашей страны. Если цены будут установлены директивным порядком, то у неразворотливой бюрократической машины современной России нет никаких шансов перед незаконными скупщиками, которые всегда будут на несколько шагов впереди: им не надо дожидаться директивных указаний — пока чиновники месяцами будут согласовывать закупочные цены, золото уже уплывёт… Разработчики законопроекта справедливо отмечают, что «при легальной добыче прибыль значительно уменьшается за счет налоговых сборов, доля которых достигает 37% от себестоимости добычи. В результате сохраняется значительная доля теневого рынка». Каким образом чиновники хотят «переплюнуть» чёрных скупщиков, не совсем понятно, ведь в своих расчётах они надеются за счёт новых старателей пополнить казну налогами на 15–30 млрд руб. в год.



Другой вопрос — что же считать сегодня «непромышленными россыпями»? В пояснительной записке к законопроекту сказано: «остаются практически нетронутыми россыпные месторождения, которые принято относить к категории непромышленных россыпей, — ограниченных по запасам металла (от 1 до 20–30 кг) месторождений, эксплуатация которых традиционными промышленными способами при современной конъюнктуре рынка экономически неэффективна. Даже по самым скромным оценкам в различных регионах России насчитывается около 10 тысяч непромышленных россыпей».

Однако следует заметить, что во многих регионах россыпей с запасами даже 1–10 кг уже не осталось. К примеру, в Амурской области действующие предприятия платят порой десятки миллионов рублей за месторождения с прогнозными ресурсами.



На каких условиях Уполномоченный федеральный орган сможет сформировать и утвердить перечни территорий, в границах которых может осуществляться старательская деятельность, не нарушая прав действующих предприятий золотодобычи, с чем они уже столкнулись в связи с огульным предоставлением поисковых лицензий всем желающим?

Границы территорий для старательской деятельности содержат 14 ограничений по различным факторам (статья 3 пункт 4). Сегодня согласование таких участков и территорий даже для поисковых и разведочных лицензий для золотодобытчиков длится от нескольких месяцев до нескольких лет. Кто будет осуществлять согласования для 10 тысяч старателей? Региональные подразделения Роснедр не обеспечены необходимым количеством профильных специалистов, поэтому для исполнения законопроекта вновь потребуется непомерное раздутие штатов и соответствующее увеличение государственного бюджета на миллиарды рублей.



Индивидуальный предприниматель (ИП), которому запрещено использовать машины, при всём желании никогда не сможет отработать россыпь площадью 10 га целиком, и это приведет к порче участков и месторождений. Между тем такие участки и сегодня привлекательны для небольших артелей, располагающих бульдозерами и другой мощной техникой. Выкраивание для ИП-старателей площадей до 10 га приведёт к порче месторождений и появлению на их месте обычного «свинороя». Как показывает мировой и российский опыт, любое новое месторождение при появлении на нём старателей-одиночек сразу же подвергалось хищнической разработке ямным способом: выборочно разрабатывались лишь отдельные участки. Ямным «свинороем» месторождение варварски уничтожалось. Предположить, что старатель-одиночка будет последовательно отрабатывать всю лицензионную площадь, может только человек, ничего не понимающий в золотодобыче.



Законопроектом предполагается создание специальной федеральной информационной системы для обеспечения старательской деятельности, использование которой призвано обеспечить доступность и удобство процесса оформления статуса старателя. Эта задача гораздо более сложная, чем она представляется в Минвостокразвития. Ее решение растянется на долгие годы, потребует привлечения многих отраслевых институтов, региональных подразделений Роснедр, Росгеолфонда и местных органов власти (с соответствующим ростом федеральных расходов).



Из пояснительной записки к законопроекту: «В мире накоплен богатый опыт в области освоения непромышленных золотоносных месторождений. В зарубежной практике подобный вид деятельности широко распространен (примерами являются такие страны, как США, Австралия, Новая Зеландия, Гана) и, как правило, законодательно закреплен в качестве непромышленной добычи золота».

Давайте рассмотрим это пояснение.

В развитых странах подобная старательская деятельность рассматривается только в качестве развлечения, туризма, но не как работа, способная обеспечить старателя куском хлеба. Мировой опыт говорит о том, что кустарная золотодобыча — удел бедных, социально слабозащищённых людей, которые вынуждены это делать, чтобы выжить (см. ниже статистику золотых лихорадок). Неужели такую участь готовят государственные люди для россиян, проживающих в удалённых регионах нашей страны? Сложно психологически принять эту идею на практике. Мы тем самым как бы запишем Россию в ряд полудиких стран Африки и Латинской Америки, где тон в золотодобыче задают бандитские группировки.



Любое дело, затеваемое чиновниками, обязательно обрастает весомой, но никому ненужной отчётностью. Так и в новом законопроекте «в целях получения достоверной, полной и актуальной информации о ходе осуществления деятельности на старательском участке старатели обязаны вести отчетность о старательской деятельности.

Требования к отчетности о старательской деятельности предполагают включение в такую отчетность информации: о способах и видах работ, осуществленных старателем за отчетный период; объемах древесины, заготовленной и использованной в целях старательской деятельности; а также об объеме добытой породы. Отчетность о старательской деятельности осуществляется старателями путем направления до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, деклараций о старательской деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с использованием информационной системы. К декларации о старательской деятельности в обязательном порядке прилагаются материалы фото-, видеофиксации старательского участка на электронных носителях, выполненные с помощью программного обеспечения, позволяющего фиксировать и достоверно определять местоположение, дату и время соответствующей фото- или видеосъемки. Указанные материалы фото -, видеофиксации старательского участка должны быть сделаны не ранее пяти дней до истечения соответствующего отчетного периода или в последний день осуществления работ на старательском участке в соответствующем отчетном периоде».



В статье 16 «Использование и обращение золота старателями» пунктом 2 предусмотрено, что «Индивидуальные предприниматели, осуществляющие старательскую деятельность, подлежат постановке на специальный учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в соответствии с ФЗ от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Понятно, что постановка на специальный учёт является новым обременением для старателей, которая затруднит процедуру оформления документации.

Невдомёк чиновникам, что вольные старатели относятся к той категории трудящихся, которые обладают определёнными весомыми навыками в золотодобыче, но никак не дружат с современными компьютерными технологиями, совершенно далеки от любой отчётности, да и времени на отчёты у них нет — на добыче в короткий летний сезон дорог каждый час. К тому же вольные приискатели уходят в такую глухомань, где никакой связи нет. А старателю ещё надо оформить себя в качестве ИП, заплатить, не добыв ни грамма золота, 40 тыс. рублей и высчитывать необходимые к платежу налоги: ИП-старатели будут уплачивать налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц и страховые взносы.

Впрочем, статус ИП позволит старателю в рамках закона привлекать к работе бухгалтеров, но это уже другие расходы… Опять же такие расходы не вписываются в представления индивидуалов, которые привыкли работать только на себя.

Многие нелегалы готовы платить небольшие налоги, они говорят: «Сделали бы налог как для самозанятых и налог на лицензию — и золото пойдет в казну! Мы его понесем, потому что цена будет уже по бирже. Уже не надо будет бояться, прятаться».



Контроль за деятельностью старателей по новому законопроекту

Очевидно, что с введением нового законопроекта число пользователей недр возрастёт многократно: к ныне действующим предприятиям с добычными и поисковыми лицензиями добавятся тысячи соискателей. Представляется весьма сомнительным делом контроль за всеми золотодобытчиками, поскольку специалистов и средств у государственных структур явно недостаточно.

Вот только одно сообщение с Урала.

«На сегодняшний день только в Невьянском районе Свердловской области действуют не менее пяти устойчивых, хорошо организованных групп лиц, занимающихся незаконной добычей россыпного золота. Каждая группа в составе от 5 до 10 человек имеет в собственности либо в аренде технику — экскаваторы, бульдозеры, грузовые и легковые автомобили, оборудование — помпы, металлоискатели, различные промприборы.

В ряде случаев используются радиостанции для оповещения при обнаружении мест незаконной добычи. Незаконная добыча золота ведется на землях сельскохозяйственного назначения и лесных землях, находящихся как в государственной собственности, так и арендуемых предприятиями по добыче золота в пределах лицензионных участков в границах горных отводов».

Кроме того, в России не действуют нормативные акты, позволяющие, позволяющего конфисковывать оборудование, используемое на незаконной добыче. На практике изъятое оборудование возвращается владельцу, и техника вновь пускается в оборот.

В Амурской области многие компании, получившие поисковые лицензии по заявительному принципу, сразу приступают к добыче золота, которая является незаконной. Проконтролировать такие работы практически невозможно: нет достаточного количества специалистов в государственных структурах, а места незаконной добычи находятся в труднодоступных местах. При стоимости вертолётных перевозок свыше 200 тыс. руб. в час проверки не могут быть профинансированы из скудного бюджета на эти цели…

Очевидно, что вся многотысячная армия вольных старателей окажется вне зоны государственного контроля.



Экология под угрозой

Важно понимать, что почти все способы добычи несут экологические риски, а экологическому контролю удаленные участки практически не поддаются. Экологи считают, что, если власти легализуют вольный принос, люди станут официально разрушать свой кормящий ландшафт, чтобы изъять оттуда щепотку драгоценного металла. Беда ещё и в том, что добыча россыпного золота индивидуалами не ведет к созданию устойчивой социальной инфраструктуры.

В статье 15 законопроекта «Восстановление старательского участка» пунктом 3 предусмотрено выполнение старателем работ по посадке сеянцев, саженцев в целях восстановления вырубленных лесных насаждений. Обременение старателей дополнительной сферой деятельности, связанной с лесовосстановлением, при остром дефиците саженцев и отсутствием знаний в такой специфической сфере, как лесовосстановление, не позволят обеспечить выполнение этой статьи. Да и не потащит старатель в тайгу вместе со своим скромным инвентарём и провизией кучу саженцев и сеянцев!



Кого устроит новый закон о старателях — индивидуальных предпринимателях?

От введения нового закона выиграют в первую очередь скупщики и перевозчики золотого теневого рынка. Они оформят ИП, станут первыми владельцами лицензий на добычу россыпного золота. На лицензионных участках за небольшую плату будут изображать работу «индивидуальные предприниматели», за спиной которых спрячутся истинные владельцы подпольных скупочных пунктов. С транспортировкой металла на этапе до аффинажа проблемы чёрного рынка также благополучно разрешатся. Таким образом, вместо провозглашённой борьбы с черным рынком закон даст новые козыри нелегальному обороту.

Конечно, в тундру и тайгу ринутся сотни, если не тысячи дилетантов в погоне за призрачным счастьем. Кому-то повезёт, но счастливчиков на таёжных тропах будут поджидать неудачи, что хорошо описано в многочисленных повестях о вольных приискателях. Хищения на предприятиях тоже возрастут. Статистика 1956–1978 гг., когда в Магаданской области был разрешён вольный принос, говорит о том, что многие старатели не занимались добычей металла, а, вступая в преступные связи с отдельными работниками госдобычи, принимали похищенное ими золото и сдавали его под видом старательского. Это вспомнить несложно, просто надо поднять милицейские сводки тех лет…



Какой закон устроит старателей?

Условия для индивидуалов уже давно действуют в России, но об этом мало говорят. Немало желающих заработать уже работают на себя, заключая договоры подряда: старатели объединяются в бригады, которые действуют по лицензиям действующих предприятий, осуществляя только работы по вскрыше, добыче и промывке песков. Многочисленных бюрократических процедур с оформлением документов — получение лицензий, кредитов, разрешений на лесопользование, водопользование, технических проектов и их согласование, отчётности — им проходить не надо, в обороте золота они не участвуют — функции съёма металла, его транспортировку и сдачу на аффинаж ведёт владелец лицензии. Он же платит налоги, платит за земли, взятые в аренду, за воду, используемую при промывке песков, и он же может обеспечить доставку топлива, предоставить технику и поможет в обустройстве. Арендодатель тоже не в убытке — он берёт свой процент, не затрачивая усилий на подбор дефицитного ныне персонала. К примеру, в 2019 г. из добытых компанией ПАО «Сусуманзолото» более 6 тонн золота почти 600 кг получено с объектов, где работали такие подрядные предприятия и бригады.

Можно оттолкнуться от такой схемы, упорядочить её, распространить на одиночек.



Независимо от того, есть закон о вольном приносе или нет, сегодня только на территории России вольным приносом занимаются тысячи людей. Почему они не идут работать в другие сферы деятельности — это отдельный большой разговор. Но эти люди сегодня реально существуют, зарабатывают этой деятельностью себе на жизнь, они добывают определённое количество металла, который уходит в нелегальный оборот. И проблема не только в том, что государство не имеет дохода с этого оборота. Хуже то, что нелегальный вольный принос порождает устойчивые криминальные группы, специализирующиеся на скупке золота: сегодня нет никаких проблем со сдачей ворованного золота.

На первых порах можно привязать вольных старателей к действующим предприятиям, но позволить им работать на своих заветных участках, а золото сдавать на ШОУ этих предприятий за определённую помощь в доставке материалов и продуктов. При прочей организации люди все равно будут мыть золото на своих секретных участках, но сдавать его государству как добытое официально на якобы закреплённых в лицензиях участках.

Сегодня очень немногие нелегалы, которые хотят заработать на золотом промысле, используют в своей деятельности разрешённый в новом законопроекте «гулаговский» набор инструментов: лоток, лом, кайло, лопату, тачку, поскольку низкие содержания золота на имеющихся участках подразумевают только механизированную переработку. Можно отметить, что простейшие инструменты используют те, для кого поиски крупиц драгоценного металла являются хобби или особым видом отдыха.