Ретроспектива

Доклад Председателя Совета Союза старателей России В.И. Таракановского на Восточном экономическом форуме 5-8- сентября 2022 г

Золотодобывающая промышленность России одна из немногих отраслей страны, которая развивается успешно и последовательно наращивает объёмы производства на протяжении последних 20 лет. В 2021 г. по сравнению с 1991 г. добыча золота возросла с 143 до 332 тонн, увеличившись  в 2,3 раза;  производство  достигло 363,5 тонн – в 2,2 раза больше, чем в 1991 году. В отрасли занято свыше 60 тысяч квалифицированных специалистов, большинство из которых работают в удалённых регионах нашей страны – в Дальневосточном федеральном округе и районах Крайнего Севера, они же обеспечивают попутную занятость в смежных сферах до одного миллиона человек. Отрасль производит высоколиквидную продукцию на сумму свыше 18 млрд. долларов и обеспечивает уплату налогов на сотни миллиардов руб. ежегодно.
7 марта 2022 года лондонская ассоциация драгметаллов (LBMA) временно лишила аффинажные предприятия России статуса Good Delivery, что прекратило практику называть их «надежными продавцами» и к цене золота применяется дисконт. Потеря аккредитации LBMA затруднит для предприятий продажу золота и серебра на лондонском рынке, поскольку крупные международные банки обычно имеют дело только с заводами, имеющими статус Good Delivery. Поэтому при определении цены Au в России нельзя использовать лондонский фиксинг. Необходимо устанавливать цены на золото Правительством Российской Федерации в рублях. И.В.Сталин сказал: «…если страна свою валюту привязывает к валюте капиталистической, тогда о самостоятельной стабильной финансово-экономической системе стране надо забыть!» Постановление Совмина СССР от 28 февраля 1950 г. перевело рубль на постоянную золотую базу. Объявленное золотое содержание рубля равнялось 0.222168 граммов чистого золота;сбытовая цена 1 грамма золота устанавливалась в 4,45 рубля.
Введение международных санкций cоздало серьёзную угрозу не только дальнейшему развитию золотодобычи, но и существованию 422 небольших золотодобывающих предприятий с добычей до 100 кг золота в год, в которых занята основная масса трудящихся (до 40 тыс. специалистов), многие из этих предприятий и старательских артелей являются градообразующими в отдалённых регионах.
Золото является гарантом экономической мощи государства, оно не может быть конфисковано и при любых обстоятельствах становится гарантом стабильности в экономической сфере. При этом наращивание золота в российских резервах обеспечивает полный иммунитет по отношению к экономическим санкциям Запада. Золото в резервах ЦБ на начало 2022 г. составляло всего 19,1%, в то время как (по данным Всемирного совета по золоту)  в США на золото приходится более 79,1%, в Германии – 75,0; Нидерландах – 71,5; Италии – 70,5; Франции – 65,0. Есть впечатляющие данные и по некоторым постсоветским странам (%): в Казахстане – 68,0%; Узбекистане – 59,0%.
Политика ЦБ РФ отличается полной непредсказуемостью и неопределённостью. Так, прекращение закупок золота в государственные резервы в 2020 г. привела к экспорту добытого золота в количестве свыше 622 тонн за рубеж, в основном во враждебные нашей стране государства. Россия таким образом лишилась части своих золотовалютных резервов в объёме до $40 млрд. 25.03.2022 г. ЦБ объявил, что с 28.03.2022 г. будет покупать золото у кредитных организаций по фиксированной цене. Цена с 28 марта по 30 июня 2022 г. была установлена в размере 5,0 тыс. руб. за 1 грамм. Но вскоре Банк России сообщил, что с 8 апреля 2022 г. будет осуществлять покупку золота по договорной цене вместо фиксированной, обосновав своё решение снижением рыночной цены до 4,7 тыс. руб. за грамм. Аналитики затруднились объяснить, о какого рода договорной цене идет речь. С 19.04.2022 г. ЦБ установил учетную цену золота в 5015 рублей за грамм ($63 за грамм или примерно $1950 за унцию при ценах на мировых биржах на уровне $1975).
Вопросы по поводу странностей золотой политики Банка России, которые стали замечаться в последние два года, возникали у многих независимых экспертов. На эту ситуацию отреагировали депутаты Государственной думы РФ. 21.12.2021 г. российский парламент обращался с запросом к ЦБ и правительству с  вопросом о том, почему все добываемое в стране золото вывозится за ее пределы и почему Банк России прекратил накапливать золото в составе международных резервов РФ. 
Союз старателей России последовательно, на протяжении многих лет отстаивает необходимость увеличения доли  золота в международных резервах страны, потому что:
·      во-первых, своими закупками металла у отечественных добытчиков Банк России стимулировал бы развитие «валютного цеха» страны.
·      во-вторых, укреплял бы российский рубль.
·      в-третьих, помогал бы создавать запас золота как «чрезвычайных денег» для расчетов с другими государствами.

Основная проблема золотодобывающей промышленности России - отсутствие гарантий реализации произведённой продукции по ценам в соответствии с Законодательством РФ и нормативными инструкциями Банка России.
Объявленное банком России ценообразование «по договорным ценам» создаёт
Коммерческие банки устанавливают свой дисконт на приобретение золота у предприятий, в итоге золотодобытчики теряют свыше 10% стоимости драгоценного металла по сравнению с мировыми ценами, при этом все материальные ресурсы, запасные части и оборудование вынуждены приобретать по мировым ценам, что никак не согласуется с рыночной экономикой, провозглашённой в России. Политика грабежа реального промышленного сектора коммерческими банками, наживающимися на безвыходном положении производителей золота, попахивает мародёрством. 
Узким местом становится банковское кредитование – основной источник финансирования инвестиций в рыночной экономике. Предприятия не могут обращаться в банки за кредитами из-за чрезмерно высоких процентных ставок. Развивать проекты освоения новых месторождений, на которые уходит 5-8 лет при годовых ставках 20-25% попросту невозможно. Во всех успешно развивающихся азиатских странах широко практикуется целевое банковское кредитование инвестиций по символическим процентным ставкам в соответствии с приоритетами развития экономики, устанавливаемыми правительствами.
С целью недопущения развала золотодобывающей отрасли считаем необходимым организовать специальные кредитные линии Центробанка, включая золотые кредиты, для золотодобывающих предприятий. В число участников этих линий следует включить уполномоченные правительством коммерческие банки, которые под объёмы предусматриваемой добычи золота могли бы получать рефинансирование от ЦБ в золоте по ставке не более 5% годовых. В этом случае конечный заёмщик мог бы получать кредит на развитие золотодобычи под 6-8% годовых.
Третья проблема – резкий необоснованный рост стоимости основных ресурсов, используемых для золотодобычи.
Основной составляющей в структуре себестоимости добычи золота является дизельное топливо: от 20 до 40% . Введение налогового «маневра» привело к значительному повышению цен на дизельное топливо для предприятий, расположенных в Арктических и северных регионах России. Так, отпускные цены на дизтопливо в ООО «Магаданнефтепродукт» составляли в мае 2017 г. 52,0 тыс. руб/т (с  НДС), в марте 2022 г. – 96,6 тыс. руб (с НДС), т.е. рост составил почти 86% за 5 лет, значительно обогнав уровень инфляции в стране. С учётом транспортных расходов предприятий на доставку топлива из Магадана на месторождения (10-20 тыс. руб/т) цена вырабатываемой на участках электроэнергии составляет более 40 руб/кВт-час, что подводит многие предприятия на грань банкротства, несмотря на высокую стоимость золота. В арктических районах республики Саха (Якутия) цена дизтоплива с доставкой достигла почти 140 тыс. руб/тонну (бассейн реки Адыча).
 Рост цен на топливо приведет к ухудшению положения предприятий, многие из которых с трудом выдерживают постоянно возрастающий рост цен на материальные и энергетические ресурсы и необходимость повышать зарплату персоналу. В России из 648 золотодобывающих предприятий 534 (82%) относятся к небольшим, которые в особой степени подвержены колебаниям цен на энергоносители. Заняты на этих предприятиях около 30 тыс. специалистов, которые могут остаться без работы в случае банкротства). Дальнейший рост цен на топливо не позволит продолжать золотодобычу в северных регионах России.
С целью обеспечения дальнейшего развития золотодобывающей отрасли считаем необходимым пересмотреть сложившееся ценообразование на основные виды ресурсов для внутрироссийского потребления и установить гарантированные цены на них, а также обеспечить приоритетное обеспечение ресурсами отечественных предприятий, а не поставки за рубеж, в частности, аммиачной селитры. 
Введение антироссийских санкций неминуемо отразится на работе золотодобытчиков, уже с августа 2022 г. кризисные явления могут парализовать российскую золотодобычу, если не будут приняты меры по их упреждению. Добыча золота может упасть на 100 тонн в год.
В качестве основных предложений по безопасности государства в золотодобывающей отрасли Союз старателей России считает необходимым:
1.  Цены на добываемое золото должно устанавливать Правительство в размере не ниже 4300 руб за грамм с учетом проводимой дедолларизации и ухода от лондонского фиксинга.
2.  Принять решение об увеличении закупок золота в государственные резервы и Фонд национального благосостояния и Фонд развития промышленности до 300 тонн по ценам, устанавливаемом Правительством.
3.  Осуществлять закупки золота ЦБ РФ по цене, устанавливаемой Правительством с отменой дисконта.
4.  Ввести специальные кредитные линии для золотодобывающих предприятий с рефенансированием от Центробанка по ставке не более 3% годовых.