Ретроспектива

О состоянии россыпной золотодобычи России и проблемах ее поддержания в условиях санкций.

ЦЕНЫ НА ЗОЛОТО И ПОЛИТИКА ЦБ Мировые цены на золото с марта (61,79 долл./г) к ноябрю (52,89 долл./г) снизились на 14,4 %. В рублях падение за этот же период оказалось драматическим: рублевые цены рухнули на 42,4 % (с 5665 до 3265 руб./г), или в 1,74 раза.
Укрепление рубля в полтора раза с марта (93,56 руб./долл.) к ноябрю (61,62 руб./долл.) привело к снижению учетной цены Центробанка России (ЦБ) с 5665 до 3259 руб./г, что сразу поставило сотни предприятий золотодобывающей отрасли в разряд убыточных. Себестоимость производства россыпного золота в России за 2021 год составила 3300-4200 руб./г (в зависимости от региона), а в 2022 году после весенней инфляции она выросла на 15-20 %.
Политика Центробанка, направленная на вытеснение добытого в России за 2020-2021 годы золота (620 т) за рубеж, привела к потере 36 млрд долларов: если бы ЦБ вместо долларов или евро закупил золото, эта сумма была бы спасена от заморозки и конфискации.
Центробанк предпринял все меры к выталкиванию российского золота на внешние рынки и в 2022 году. За восемь месяцев за рубеж утекло уже 70 т драгоценного металла, хотя коллективный Запад постарался (помимо своего желания) помочь России сохранить золото внутри страны (запретами на импорт золота из России США, Канадой, Великобританией, Австралией, Японией и странами Евросоюза).
В апреле заместитель председателя ЦБ А. Заботкин заявил: «Покупка Банком России золота на внутреннем рынке снижает стимулы для кредитных организаций и золотодобывающих компаний использовать иные каналы реализации золота, в первую очередь экспортные, что приводит к снижению притока валютной выручки в страну. Гарантированные закупки всего доступного на внутреннем рынке объема золота Банком России считаем нецелесообразным».
При этом министр финансов А. Силуанов, выступая в мае 2022 года в Финансовом университете при Правительстве России, усомнился в необходимости иметь дело с американской и европейской валютой, назвав их «токсичными фантиками». Здесь уместно отметить, что совокупная расчетная сумма финансового результата от размещения средств Фонда национального благосостояния России на счетах в иностранной валюте в Банке России, пересчитанная в долларах США, за период с 15 декабря 2021 года по 30 сентября 2022 года составила отрицательную величину, равную 200,5 млн долларов, или 11,5 млрд рублей.
Чтобы максимально воспрепятствовать желанию предприятий сдавать добытое золото, ЦБ ввел дисконты к учетной цене. Так, в период с 16 мая по 10 июня 2022 года мировая цена на золото в рублевом выражении составляла от 3345 до 3968 руб./г. В это же время учетная цена ЦБ колебалась в интервале от 2842 до З198 руб./г, а среднее значение дисконта Центрального и коммерческих банков составило 15,3 %, находясь в диапазоне от 12,1 до 21,6 %.
Заботкин, курирующий в ЦБ денежно-кредитную политику, выступая 18 октября в Совете Федерации, сказал: «С точки зрения накопления золота в золотовалютных резервах, это то, что на текущий момент нецелесообразно в силу того, что создаст дополнительный импульс к росту денежной массы».
В своем выступлении господин Заботкин слукавил: практика того же ЦБ в 2016-2020 годах, купившего свыше 1000 т золота (в среднем более 200 т ежегодно), не разогнала инфляцию.
Политика ЦБ в области закупок золота в резервы идет в разрез с мировыми тенденциями: за 9 месяцев 2022 года центральные банки увеличили закупки золота на 62 % по сравнению с 2021 годом. Согласно данным Всемирного совета по золоту, доля золота в международных резервах составляет: США — 79,1 %; Германия — 75,0 %; Нидерланды — 71,5 %; Италия — 70,5 %; Франция — 65,0 %; в постсоветских странах: Казахстан — 68,0 %; Узбекистан — 59,0 %. В России доля золота в резервах ЦБ на 1 января 2022 года была всего 19,1 %. Здесь стоит задаться вопросом: а не является Центробанк участником «Вашингтонских соглашений», согласно которым разнарядки на закупку и продажу золота центральными банками регулируются указаниями из Вашингтона и Лондона?
Снижение мировых цен на золото должно способствовать пополнению российских резервов, но ЦБ и Минфин упорно заставляют предприятия продавать золото за рубеж по низким невыгодным ценам, к которым в связи с введенными санкциями применяется дополнительный дисконт. Такую политику можно назвать не иначе как враждебной по отношению к российским золотодобытчикам, прямо противоречащей интересам страны. Следует учитывать, что большинство предприятий и старательских артелей не имеют возможности осуществлять продажи за границу, не обладают для этого соответствующими компетенциями, финансовыми и организационными возможностями.
В условиях проведения специальной военной операции золото становится особенно значимым, и еще неизвестно, за какие ценности с ужесточением санкций с нами захотят торговать мировые державы. Почти наверняка такой ценностью станет золото. ЦБ делает основную ставку на юань, хотя такая политика может иметь весьма неоднозначные последствия не только для экономики, но и в плане мировой политики.
Упор в формировании международных резервов на китайскую валюту — это преднамеренное создание рисков для валютных накоплений страны. К слову, юань с начала года подешевел по отношению к доллару почти на 12 %.
Союз старателей России считает, что основная задача в настоящий момент — это обеспечение стопроцентной ликвидности добываемого золота на внутреннем рынке на период 2022- 2024 годов и государственных гарантий реализации добытого золота по ценам, которые обеспечат продолжение жизнедеятельности добывающих предприятий и не создадут проблем на Крайнем Севере и в Дальневосточном федеральном округе, таких как банкротство и ликвидация сотен небольших предприятий и старательских артелей (многие из которых являются градообразующими в удаленных районах) со значительными потерями налоговых поступлений, дальнейший отток людей и обезлюдение значительных территорий, рост безработицы (в золотодобыче и смежных областях занято не менее миллиона человек) и создание напряженности в социальной сфере.
ПРОБЛЕМЫ ОТРАСЛИ И ОТСУТСТВИЕ ПОДДЕРЖКИ ЗОЛОТОДОБЫТЧИКОВ

Старатели деньги считать умеют. Если что-то не приносит дохода или есть возможность переждать, получая минимальный доход, закрыв при этом какие-то участки, руководители и собственники предприятий это сделают. Это касается в первую очередь россыпных месторождений золота, работа на которых носит сезонный характер. Уже сегодня при рассмотрении планов работы на предстоящий год многие старательские артели заявляют о снижении или прекращении поисковых и геологоразведочных работ, сокращении объемов добычи и завоза основных ресурсов под операцию 2023 года.

В 2022 году некоторые мелкие артели не доработали промывочный сезон, поскольку оборотных средств от реализации металла стало не хватать на обеспечение производственной деятельности. На 2023 год банки практически не заключают договоры купли-продажи золота с недропользователями, а если и заключают, то на кабальных условиях — до 20 % дисконта.

Нельзя не отметить весьма прискорбного факта отсутствия поддержки золотодобытчиков как со стороны профильного министерства (Минпромторг), так и со стороны местных властей и губернаторского корпуса.

Многие, видимо, наблюдали за недавней встречей губернатора Магаданской области С. Носова с президентом России В. Путиным. На этой встрече губернатор ни одним словом не обмолвился о многочисленных проблемах небольших артелей, хотя незадолго перед этим председатель Ассоциации недропользователей Магаданской области, первый заместитель председателя областной Думы А. Басанский публично отметил, что в зону риска банкротства попали многие предприятия с низким уровнем рентабельности и годовой добычей до 100 кг (таких в регионе работает свыше сотни).

В Приамурье, по неоднократным обращениям губернатора, Роснедра объявили всю территорию Амурской области площадью под государственное геологическое изучение и прекратили выдавать поисковые лицензии. Проблему создали недобросовестные недропользователи, которые под маркой наличия поисковой лицензии получают допуск в тайгу и начинают хищническую добычу со всеми вытекающими из этого последствиями. Прокуратура при этом трактует их деятельность не как полностью незаконную добычу, а как нарушение условий лицензии (которая лишь на поиски, без добычи). Из-за недобросовестных недропользователей действующие предприятия лишились доступа к расширению своей ресурсной базы.

В Камчатском крае и Кемеровской области губернаторы весьма негативно относятся к россыпной золотодобыче. По заявлениям руководителей артелей и в других регионах чиновники абсолютно равнодушны к проблемам золотодобытчиков.

В Министерстве промышленности на словах поддерживают горнопромышленников, но практических мер не предпринимают.

Беда в том, что все программы импортозамещения, принятые в 2014 году, с треском провалены, по некоторым товарным позициям зависимость от импорта не уменьшилась, а в ряде случаев даже выросла.

Кроме санкционных проблем с ценами на золото и его реализацией, в россыпной золотодобыче много внутренних проблем, которые не решаются годами.

В условиях ухудшения качества минерально-сырьевой базы настораживает откровенное нежелание чиновников решать вопросы определения статуса и отработки техногенных образований. В новых приказах Минприроды и Роснедр о добыче полезных ископаемых из отходов недропользования так и не снята бюрократическая проблема разработки техногенных россыпей без разведки и постановки запасов на государственный баланс. Отсутствие разрешительной документации приведет к выпадению уже в 2023 году из объемов добычи до 20 т россыпного золота и снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

До настоящего времени не решены проблемы особо защищенных участков. В добывающих регионах страны, обладающих значительными ресурсами и учтенными запасами золота, намечается снижение темпов геологоразведочных работ и уровня добычи драгоценного металла по причине введения ограничений на размещение некапитальных объектов, связанных с пользованием недрами, на землях лесного фонда. В перечне некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденном распоряжением Правительства РФ №999-р от 23.04.2022, не учтено предложение Союза старателей о включении оборудования, являющегося неотъемлемой технологической частью объектов «карьер, отвал» и предусмотренного в утвержденных в установленном порядке технических проектах разработки месторождений полезных ископаемых (россыпного золота).

Новые проблемы у россыпников появляются от многочисленных провокаций со стороны иностранных некоммерческих организаций, в частности WWF, требующих прекращения россыпной золотодобычи в России.

Неразумная государственная система лицензирования (заявительный принцип) под ширмой свободы предпринимательства привела к раздаче лицензий на поиски и оценку месторождений многочисленным дилетантам и спекулянтам — всем желающим без разбора, что «заморозило» участки недр, находящиеся в сфере деятельности действующих золотодобывающих предприятий и лишило их возможности расширения своей минерально-сырьевой базы.

Отсутствие в нормативных актах и в действующей практике конфискации орудий незаконной добычи драгоценных металлов у черных копателей способствует процветанию нелегальной добычи: после завершения рейдов задержанное оборудование возвращается владельцам или арендаторам и вновь запускается в работу. Практически отсутствует надлежащее взаимодействие правоохранительных и надзорных органов по пресечению незаконной добычи золота, поэтому привлечение виновных лиц к административной и уголовной ответственности за незаконную добычу и перевозку драгоценных металлов, порчу земель практически невозможно.

Сегодня органы власти не способны эффективно контролировать действующие предприятия, особенно мелкие, работающие по поисковым лицензиям, полученным по заявительному принципу. Многие из таких «юниоров» вместо поисков сразу приступают к добыче золота и делают это с многочисленными экологическими нарушениями. А что будет, когда к сотням золотодобывающих предприятий присоединятся тысячи вольных копателей, законопроект о деятельности которых собираются в ближайшее время передать в Госдуму?

Нормативные сроки согласования документации на геологоразведочные и добычные работы необоснованно велики, что затягивает процессы запуска месторождений в эксплуатацию. И хотя глава Минприроды А. Козлов в рамках ВЭФ-2022 пообещал сократить продолжительность процедуры лицензирования с 573 до 100 дней, в это верится с трудом.

Самым популярным нарушением, которое выявляют органы Росприроднадзора, является нарушение условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами в части соблюдения объемов добычи металла, и требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ). Помимо штрафа в размере до 500 тыс. руб., выявление данного нарушения несет опасность представления надзорным органом в адрес Роснедр предложения о досрочном прекращении права пользования недрами. За то, что недропользователь дополнительно добыл, а следовательно, дополнительно заплатил в два раза больше налогов на добычу полезных ископаемых, он может быть оштрафован, а лицензия его может быть аннулирована.

Внутреннее ценообразование на основные материальные ресурсы для промышленности способствует значительному увеличению затрат на производство. В 2022 году себестоимость добычи золота на большинстве россыпных предприятий (3700-4700 руб./г) значительно превышает цену золота, установленную ЦБ (3200 руб./г в течение октября), что делает бессмысленной продолжение золотодобычи на многих россыпях и некоторых рудных месторождениях. Российские экспортеры в связи с санкциями продают энергоносители (нефть, топливо) и аммиачную селитру со значительными дисконтами, доходящими до 40 %. И это их устраивает, позволяет получить высокие прибыли в связи с высокими ценами на топливо. При этом значительная часть средств остается за рубежом. По данным ЦБ, в 2022 году отток капитала из России составит рекордные 243 млрд долларов. Российские потребители вынуждены покупать ВСЕ ресурсы без всяких дисконтов, что ставит их в неравные условия с зарубежными покупателями. Осенью цены на ресурсы, в частности дизтопливо, продолжили свой рост. При цене производства порядка 55 тыс. руб./т и биржевых ценах около 70 тыс. руб./т цена дизтоплива в Магадане и в Якутии превышает 100 тыс. руб./т.

Сезонные работы, связанные с добычей промышленного золота на россыпных месторождениях, а также на рудных месторождениях малой мощности не отражены в «Перечне сезонных отраслей промышленности, работа в организациях которых в течение полного сезона не засчитывается в стаж для назначения пенсии за год работы» (утвержден постановлением Правительства РФ от 04.07.2002 г. №498).

Трудящиеся, занятые на сезонных работах, связанных с добычей промышленного золота на россыпных месторождениях, а также рудных месторождениях малой мощности, за один промывочный сезон (6-8 месяцев в режиме 11-часового рабочего дня) фактически вырабатывают положенную норму часов для обычного графика работы в течение одного календарного года, при этом исчисление страхового стажа за полный год не учитывается. Общая наработка часов на одного трудящегося достигает 2400-2800 часов при норме 1900-1970 часов. Минтруда и социальной защиты категорически отказывается от очевидного факта: не хочет признавать сезонные работы сезонными. Из-за отсутствия льгот для работников, привлекаемых к сезонным работам, с каждым годом все сложнее набирать квалифицированный персонал, предприятия вынуждены вызывать иностранных рабочих и инженеров. На протяжении последних 30 лет стабильно продолжается отток населения из районов Крайнего Севера и всего Дальневосточного региона.

Утилизационный сбор, предусматривающий в соответствии со статьей 24.1 ФЗ-89 от 24.06.1998 компенсацию затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств, не работает и превратился в дополнительный оброк для предприятий. На протяжении почти 10 лет чиновники Минпромторга откровенно саботируют исполнение этого экологически важного закона: не созданы мощности и организационные структуры, которые необходимы для осуществления работ по утилизации отходов, образовавшихся в результате утраты транспортными средствами, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, своих потребительских свойств; не разработан действенный порядок компенсации затрат организаций и индивидуальных предпринимателей, связанных с осуществлением ими деятельности по обращению с отходами. Сумма собранных за период действия утильсбора средств между тем приближается к 2 трлн рублей.
ВЫВОДЫ

При сложившихся обстоятельствах Россию в 2023 году ждет значительный уровень падения россыпной золотодобычи, банкротство и ликвидация десятков небольших предприятий и старательских артелей со значительными потерями налоговых поступлений, дальнейшим оттоком людей из районов Крайнего Севера и всего Дальневосточного федерального округа, потерей высококвалифицированных специалистов.

Председатель Совета Союза старателей В. Таракановский считает, что государство для сохранения россыпной золотодобычи должно установить твердую цену в размере 4300 руб. за грамм золота, что позволит при небольшой рентабельности сохранить сотни небольших предприятий и специалистов, продолжить освоение новых месторождений. Дополнительные расходы государства вернутся в казну за счет роста налоговых поступлений, исключения расходов по выплатам безработным, расходов, связанных с поддержкой местных бюджетов.

Ветеран российской золотодобычи считает, что правительство России должно незамедлительно рассмотреть вопросы формирования золотовалютных резервов, Фонда национального благосостояния и Фонда развития промышленности с учетом предложений экспертного сообщества в части закупок золота у российских производителей. Сейчас важно отказаться от продажи драгоценного металла за американские доллары и приобретать его у недропользователей за российские рубли.

Союз старателей направлял десятки писем в различные инстанции с предложениями по решению имеющихся проблем, но беда в том, что за последние 30 лет чиновничий корпус потерял профессионализм, переродился и деградировал, более не способен решать насущные проблемы, стоящие перед страной.

Как будет развиваться ситуация в российской золотодобыче, предсказать сегодня сложно. Российский экономист, профессор В. Катасонов высказал предположение, что через несколько месяцев валютные потоки в Россию начнутся снижаться и рубль начнет дешеветь. Цена за доллар может установиться на уровне 100, 150 и даже 200 рублей. И тогда золотодобыча вновь станет привлекательной для бизнеса, но только если ЦБ и правительство России начнут закупать золото у российских предприятий и удастся решить вопросы сбыта драгоценного металла.